В 1969 г. первый в мире клиент воспользовался картой, чтобы провести сделку через автомат в нью-йоркском Chemical Bank. С того самого момента банковская индустрия пожинает плоды этой новации и с воодушевлением смотрит на вновь открывающиеся возможности продажи услуг через Интернет. При онлайновоем общении у клиента нет необходимости идти в ближайшее отделение банка. Но здесь возникает проблема. Чтобы защищать вкладчиков от злоумышленников, банки должны быть уверены, что клиент — тот самый человек, за которого себя выдает. Жертвами кибер-преступников стали даже такие знаменитости, как Опра Винфрэй, ТэдТернер и др.
К сожалению, специалисты до сих пор не определились, по какому пути следует двигаться дальше, чтобы решить эту проблему. Возможно, следует создавать специальные аппаратные средства для сканирования и аутентификации отпечатков пальцев. Однако их тоже можно украсть. К тому же эта технология чрезвычайно дорогостояща, что удерживает банки от ее широкого применения. Второй вариант — разработка программного обеспечения, что выглядит привлекательнее, потому что не требует колоссальных затрат. Однако и этот вариант не дает гарантии, что злоумышленники не обойдут электронные преграды.
В качестве критериев оценки сайтов были приняты:
1. Быстрая загрузка главной страницы сайта на экран (не более 15-20 сек.).
2. Ограниченная длина каждой страницы (не более 1, 5 размера экрана).
3. Логическая ясность (прозрачность) структуры сайта.
4. Наличие карты сайта (или поиска), позволяющей быстро добраться до интересующей информации.
5. Функциональность, необходимая интернет-представительству финансового института (полное описание банковских услуг и сервисов).
6. Обновляемость сайта.
7. Финансовая отчетность (баланс, капитал, активы, отчеты о прибылях и убытках и др.).
8. Наличие онлайн-обслуживания ( интернет-банкинг) для удаленных частных и юридических лиц.
9. Описание контактов для клиентов с руководством и менеджерами центрального офиса и филиалов банка (в том числе по электронной почте).
Каждый критерий оценивался максимальным баллом — 5.
Банки были выбраны наугад. Разумеется, основанием выбора банка было наличие у банка собственного интернет-сайта.
Как видно из таблицы с небольшим перевесом в нашем рэнкинге победил сайт регионального банка «АК Барс» (г. Казань).
На сайте этого банка есть не только полное описание услуг интернет-банкинга с договорами, но и демо-версия этого высокотехнологичного продукта с различными средствами защиты передаваемой информации по открытой сети. В целом сайт оставляет очень благоприятное впечатление ясностью структуры, ежедневным обновлением, всплывающими окошками меню и хорошим описанием услуг банка.